МЛМ в России

Сетевой маркетинг МЛМ в России

OOO «Амвэй» - 57-ой филиал Компании Amway, начал вести свою деятельность на российском рынке 15 марта 2005 года.

За годы работы на российском рынке компания Amway добилась блестящих результатов и не собирается останавливаться на достигнутом. Постоянно расширяется спектр услуг, предоставляемых Независимым Предпринимателям Амвэй (НПА), повышается их качество, выводится на рынок новая продукция, совершенствуются обучающие программы и учебные материалы. Стремительно растет и число НПА – уже более 1 миллиона человек начали свой бизнес с компанией Amway.

Россия впервые встретилась с сетевым маркетингом в 1989 году на земле города Новосибирска. Именно там появились первые дистрибьюторы компании «Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране. Впрочем, также быстро распространился и негативный имидж самого MLM и ничего удивительного в этом нет.

Если в США и других западных странах MLM давно уже вошел в практику повседневной жизни, а все крупные университеты имели кафедры сетевого маркетинга и развитую систему обучения дистрибьюторов, плюс законы против финансовых пирамид, то в России MIJVI упал на абсолютно сырую почву. В него ринулись в погоне за быстрыми и большими заработками тысячи людей, не понявшими ни философии; ни стратегии этого бизнеса (да и откуда было понять, если первые переводные книги по MLM появились лишь годы спустя!).

Вступая в серьезное и совершенно непонятное дело без всякой подготовки, десятки тысяч россиян очень быстро терпели неминуемый крах и покидали сетевой бизнес разочарованными, виня в своей неудаче кого угодно и что угодно, только не себя. В первую очередь, винили, конечно, сам MLM.

Большую лепту в распространение негативного общественного мнения о сетевом маркетинге внесли и бурно распространившиеся в 90-х годах в России многочисленные финансовые пирамиды, чья структура внешне весьма похожа на MLM, за исключением главного: в сетевых компаниях люди получают деньги за реальные продажи конкретных товаров, а в пирамидах — за вербовку людей и торговлю «воздухом». Но общественное мнение не вникало в такие «тонкости» и это явилось мощным фактором, сдерживающим развитие в России этого социально-полезного и экономически выгодного, как для самих людей, так и для государства дела.

Несмотря на полное отсутствие нормативной базы и негативное общественное мнение, MLM, в силу именно объективных причин (о них подробно пойдет речь ниже) получил свое бурное развитие и в нашей стране, а затем и на всем постсоветском пространстве. Второй компанией, проторившей дорожку и Россию, стал австрийский Save-Invest, предложивший россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшимся с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой австрийской фирмы (недавно она сменила гражданство на швейцарское).

Позже в России появились зарубежные компании Avon, Enrich, Mary Kay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. Проверенный десятилетиями во всем мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы — Витамакс, Мирра Люкс, Преображение... Число их множится ежегодно и, по оценкам газеты «Труд», рассказавшей, «Как сетевой маркетинг приживается в России», только в Москве MLM и 1999 году занималось около миллиона человек, в России — до 3-х миллионов, а в странах СНГ — до 5 миллионов. Сетевики предлагают сегодня широкий

спектр товаров—от посуды до услуг Интернета — а совсем недавно о своей приверженности системе MLM объявили такие известные личности, как Анатолий Климин, владелец торговой марки элитной женской одежды «Tom Klaim», один из крупнейших российских предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чье имя еще недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания «Служба Довганя», построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу различных товаров и услуг. Известные и умные бизнесмены наверняка вскоре заимеют массу последователей среди своих коллег и сетевой рынок получит мощный толчок для своего дальнейшего развития.

Появилась в России и своя научно-методическая база для развития MLM. С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM-Перспектива» (как заявлено на его обложке — «для тех, кто выбрал профессию XXI века»). Второй год издается ежемесячная 24-х полосная газета «Хорошие Новости», освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвертая волна» — орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства».

На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса — Тома Шрайтера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогга... Появились на книжных прилавках и первые отечественные «ласточки» наших лидеров MLM. Российский Институт психологии бизнеса MLM, обосновавшийся в Санкт- Петербурге, выпускает профессиональные видеофильмы и аудиокассеты по MLM, проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных MLM-Компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют Центры профессионалов MLM.

Индустрия мощно развивается и финансовый кризис 1998 года лишь придал ей ускорение: десятки тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя свое второе рождение, как бизнесмены. Экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу 21-го века, сулит дальнейший всплеск этого уникального бизнеса, многие миллионы россиян в ближайшие годы найдут в нем свое новое призвание и удовлетворение. Объективные причины тому порука, их набирается немало и они стоят того, чтобы подробно их рассмотреть.

В. Дубковский "Блестящий шанс"